Автомобильный тахограф представляет собой устройство записи информации о режиме работы водителя. Прибор фиксирует скорость движения, путь и по большому счету является аналогом «черного ящика» самолета.
По типу различают 2 типа тахографов:
- Отечественное производства с блоком криптозащиты информации (СКЗИ).
- Европейского производства ЕСТР.
Второй тип тахографов устанавливается только на транспортные средства, совершающие международные перевозки пассажиров и грузов. Для осуществления же коммерческой деятельности на территории России в соответствии с законом об охране государственной тайны разрешено использование только тахографов СКЗИ. Контролирует установку и калибровку всех без исключения приборов ФСБ.
Замена СКЗИ в тахографе должна производиться каждые 3 года, даже если устройство продолжает исправно функционировать. Помимо этого, новый прибор необходимо устанавливать при смене владельца транспортного средства. Коротко расскажем о процедуре замены блока криптозащиты.
Этапы замены СКЗИ
- На первом этапе специалисты автомобильного сервиса, имеющего право на проведение работ с СКЗИ, демонтируют старое устройство. Большинство компаний предлагают своим клиентам на время установки нового блока воспользоваться услугой аренды тахографа. Это очень удобно, поскольку позволяет предпринимателям избежать ненужного простоя транспорта.
- После демонтажа тахографа с СКЗИ и информационной базы удаляется все записи.
- Заранее активированный сотрудниками сервиса новый блок СКЗИ монтируется в прибор контроля режима труда и отдыха водителя – тахограф.
- После устанавки тахографа обратно в кабину ТС его необходимо правильно откалибровать.
В некоторых случаях сам тахограф снимать не требуется, работы по деактивации/активации/калибровке производятся прямо в кабине автомобиля.
Замену СКЗИ в тахографе лучше осуществлять в проверенной временем мастерской. Сервисный центр должен иметь лицензию от федеральной службы безопасности, поскольку активационные пароли (ключи) высылаются на карту тахографа именно сотрудниками государственного учреждения. В не сертифицированных мастерских блок криптозащиты могут поменять, однако это либо приведет к выходу из строя самого тахографа, либо к крупным штрафным санкциям для компании, за которой числится блок СКЗИ.